В разные времена люди ценят и разные качества. Но во все времена особенно ценятся честность и порядочность. Это качество в полной мере присуще Тихону Ефремовичу Изотову.
Этого пожилого человека, невысокого роста, идущего с палочкой неторопливой походкой, можно встретить на улице Дмитрова. Он не спешит. Да и куда? Позади большая, насыщенная интересной работой жизнь.
Не пытайтесь определить его возраст. Все равно не угадаете.
В скромной комнатке ведем беседу о прожитых годах. Тихон Ефремович подкрепляет разговор фотографиями, документами. И все они не привычны для нынешнего глаза.
Трудовая книжка выдана 15 января 1939 года. А фактически работал уже 15 лет. Это не удивительно. Родился в крестьянской семье — знал всю деревенскую работу. Отличала его от сверстников пытливая любознательность.
— Жили бедно. Сапог, ботинок не знали. В церковно-приходскую школу в лаптях ходил. Учиться страсть хотелось. А где там в деревне? По совету родителей определили меня в Москву. Учился в молодежной школе, в техникуме. А вот посмотрите мой первый диплом.
Диплом и вправду необычный. На обложке оттиснута фамилия владельца. А на первой странице — его фотография, скрепленная гербовой печатью. Диплом свидетельствует о том, что Тихон Ефремович Изотов окончил Всесоюзный Агропедагогический институт в 1934 году и получил специальность инженера-механика по автотракторному делу. В конце 1939 года возник военный конфликт с Финляндией. Финское командование намечало сковать главные силы советских войск на линии Маннергейма. Свои основные силы финны сосредоточили на Карельском перешейке.
— Вот наша воинская часть и была переброшена на ленинградское направление, — вспоминает Тихон Ефремович. — Зима стояла лютая. Отдыхали днем и ночью в палатках. И даже мылись в палатках. Было много обмороженных. Как ни следили за собой, но все-таки обовшивели. Особенно ожесточенные бои были в феврале 1940 года. Мы подошли к долговременным укреплениям линии Маннергейма. Перед нами открытая местность. А финны в дотах и дзотах. Я, лейтенант, командовал танковым батальоном. Танки тонули в глубоком снегу. Несли большие потери и в технике, и в людях. 12 марта между СССР и Финляндией был заключен мирный договор. А 13 марта нам объявили, что военные действия прекращаются по всему фронту с 12 часов.
Не успел солдат отдохнуть от ратных дел, как разразилась Отечественная война. К этому времени работал в Москве. Вызвали в партком и сказали: «Мы вас направляем на оборонный завод». «А если не пожелаю», — говорю я. «Вы — коммунист. Должны согласиться», — услышал ответ.
После войны Тихон Ефремович на мирной работе. В марте 1946 года утвердили инструктором промышленного отдела и электрификации сельского хозяйства Дмитровского горкома.
В Сихневе на реке Веля строил плотину, помещение для гидроэлектростанции, устанавливал гидротурбины. Сколько радости принесла «Лампочка Ильича» в глубинку -деревни Сихнево, Шабаново, Кикино, Новое Сельцо — когда вспыхнул электросвет!
— Было торжественное открытие электростанции. А фотокор Лев Николаевич Савенко по такому случаю сделал снимок для районной газеты.
Тихон Ефремович знает технику «на зубок» — мог водить трактор, танк, комбайны, само собой, автомашины.
А поэтому вскоре назначают его заместителем директора, директором Дмитровской МТС. На полях работали трактора ХТЗ «Универсал». С помощью их не только пахали, сеяли, но и в агрегате с жатками, косилками, молотилками, комбайнами убирали травы и зерновые, обмолачивали хлеба.
— Урожаи хорошие получали. Наш район по урожайности выходил в передовые в области, — говорит Тихон Ефремович. — МТС сыграли большую роль в становлении колхозов.
К слову сказать, в трудовой книжке в разделе о поощрениях есть такая запись:
«В 1956 году премирован в сумме 3034 рубля за выполнение плана по урожайности». А еще был премирован автомашиной «Победа».
— Все завидовали: хорошая машина. Лет десять служила.
Тихон Ефремович работал в сельском хозяйстве во времена Хрущева. Что запомнилось особенно?
— Техническое оснащение сельского хозяйства проходило на моих глазах. Ведь поначалу на тракторах не было гидроподъемников. Не было и гусеничных тракторов. На плуге прицепщик. Вся пыль на него шла. Плугами и картофель выбирали. Но о технике заботились. Заказы на запасные части размещали по местным заводам — на экскаваторном, заводе фрезерных станков, экспериментальном механическом. Очень помогало. Почему бы и теперь это не сделать? А Хрущева видел однажды на совещании в Москве. Выступал жестко,
требовательно. Тут же решал (он в ту пору секретарем МК был) кого из директоров МТС снять, кого оставить. Любил Никита Сергеевич кукурузу. Вот и ее осваивали.
Шли годы. Совершенствовалась техника, укрупнялись хозяйства. Производство продукции переводилось на промышленную основу.
Довелось Т. Е. Изотову работать и в Министерстве сельского хозяйства РСФСР в отделе научно-исследовательских учреждений. Последние пять лет был главным инженером АК-1130. Об этом коллективе остались самые добрые воспоминания.
А на пенсию вышел, когда за плечами — более чем полувека трудового стажа.
Со скрытой нежностью говорит он о жене Прасковье Александровне, несколько лет назад ушедшей из жизни. Она местная — из Филимонова. А познакомились молодые люди будучи студентами техникума. Прожили вместе в миру и согласии более 60 лет.
Что интересует человека сейчас, который в начале августа отметил 90-летний юбилей? Какие читает газеты, книги?
— Выписывал центральные газеты. Последнее время «Труд». Но не понравился. Посоветовали «Московский комсомолец». А он еще хуже… Районную газету читаю более 50 лет. В «Дмитровском вестнике» интересуюсь сельским хозяйством.
Люблю перечитывать классиков — Толстых Льва и Алексея, Тургенева, Пушкина, Чехова, Шолохова. Почитаю Василия Шукшина.
Когда наша беседа закончилась, Тихон Ефремович заварил ароматный чай. А на мой намек о долголетии, между прочим, заметил, что никогда спиртным не злоупотреблял.
Л. Махлин.