Интересно сложилась судьба Владимира Махалина.
Родился Владимир Николаевич в Дмитрове в 1921 году в рабочей семье. Детство было таким же. как у многих его сверстников. Но была и большая страсть — футбол. Не одну пару ботинок разбил он. гоняя мяч по Загорской улице. И все ж, как бы ни увлекался игрой мальчик, стоило только услышать в небе гул самолета, как он замирал на месте, с волнением провожая взглядом улетающую вдаль большую птицу.
— Ну, что же ты, Вовка, зеваешь мяч?! — невольно замечали ему товарищи. Как бы возвращаясь из другого мира, мальчик снова включался в игру. Никто не знал тогда, что творится в его душе. Только другу Гене Вороновичу доверил Володя свою тайну — рассказал о мечте стать летчиком.
В 1937 году Володя закончил семь классов Дмитровской средней школы номер 1 и поступил в Московский гидрометеорологический техникум. Учебу успешно совмещал с занятиями в Реутовском, а затем Дмитровском аэроклубах. Но аэроклуб был только началом. В 1938 году группа учлетов, а среди них и Володя Махалин, была отобрана для обучения летному мастерству в Каминскую авиашколу. После ее окончания он оставлен в школе летчиком-инструктором. Им он оставался до 1943 года.
Шла война. Родине нужны были военные летчики, и Владимир Николаевич готовил их. А затем и сам был направлен на фронт. Там он находился всего три месяца, но они были такие боевые, что стоили нескольких лет.
— Наш авиаполк, — рассказывал он потом. — базировался восточнее Курска. В первый день я вылетел на боевое задание ведущим. Наши ЯКи сопровождали штурмовиков, нанесших удар по колонне вражеских танков. На подлете к цели встретились с тремя «мессершмиттами». Фашисты то и дело заходили со стороны солнца, пикировали и снова уходили вверх, готовя новую атаку. Вели себя нагло, но нам удалось перехватить инициативу. Снижаясь, я приблизился к хвосту «мессера” и нажал на гашетку, и он упал на землю. После этого боя я понял, как много еще надо учиться, чтобы быть хорошим летчиком.
Южнее Кременчуга нами готовилась переправа через Днепр. Как всегда, после захода солнца со стороны противника в небе показалась колонна бомбардировщиков «Хенкель-111». Они шли звеньями. Немецкие летчики уверенно вели свои машины, не ожидая, что русские вступят с ними в ночной бой. Но враги просчитались.
Узнав о приближении стервятников, В.Н.Махалин и его друг, тоже летчик-истребитель, обратились к командиру полка с просьбой встретить захватчиков.
— Как, вдвоем?! — удивился тот. — Вы забываете о численном превосходстве врага. Там восемнадцать машин!
— Численное превосходство нас не пугает, — в один голос ответили летчики.
— В таком случае, к машинам!
И пот два истребителя поднялись в воздух, а когда под ними загудели моторы бомбардировщиков, «ястребки» стремглав ринулись вниз, в середину вражеской колонны.
Махалин сразу наметил себе цель — ведущий самолет. Летчик хорошо знал преимущество своей машины — быстрота, маневренность. Но знал и другое: у бомбардировщиков — сильный оборонительный огонь. Не попасть под него, уйти из-под обстрела, а самому тем временем выбить врага из строя. Решить эту задачу нелегко, но Владимир Николаевич справился с нею отлично. Быстро приблизившись к «Хенкелю», он открыл огонь. Вражеский самолет вспыхнул и, кувыркаясь, начал падать на землю. Истребитель тотчас набрал высоту. Владимир Николаевич увидел, как ярким пламенем вспыхнула еще одна вражеская машина, от которой отделился «ястребок”.
Враг в панике бросился на аэродром. По пути немцы сбросили бомбы, но ни одна из них не повредила переправы. И в ту же ночь для укрепления нашего плацдарма на правом берегу Днепра по понтонным мостам, защищеным двумя храбрецами, были переброшены крупные войсковые соединения.
И еще три вражеские машины сбил за три месяца пребывания на фронте В.Н.Махалин. Орден Красного Знамени лег на его грудь. Вернувшись с фронта, Владимир Николаевич докладывал о накопленном опыте, своих наблюдениях и выводах: в боях побеждает тот, кто сильнее, умнее. Не надо считать врагов глупцами — они умны и опытны, и значит, в этом их надо превзойти.
В.Н.Махалина направляют в Высшую офицерскую школу воздушного боя в Люберцы, где он учит молодых летчиков владению самолетом, тактике воздушного боя.
Этой работе он отдал и первые послевоенные годы. Работает в НИИ ВВС, потом в конструкторском бюро П.О.Сухого летчиком-испытателем и шеф-пилотом генерального конструктора. Он готовит к жизни новые самолеты — реактивные, сверхзвуковые. Случались и трудные полеты, и смертельная опасность подстерегала не раз.
Было это зимой. Махалин получил задание совершить полет на максимальную высоту. Машина хорошо взяла предусмотренный потолок, и вдруг отказал двигатель, к тому же резко ухудшилась погода. Что делать? Как посадить машину на невидимый аэродром?
Летчик мог бы покинуть самолет, его бы никто не осудил. Но Махалин чувствовал, что еще не все потеряно, он может спасти машину (единственный экземпляр!). И ему удалось дотянуть до аэродрома. Вспоминая об этом, он сказал: «Я люблю свою профессию потому, что делаю большое и ответственное дело: повышение боевой мощи советеской авиации. Это помогает мне смело смотреть в лицо любой опасности».
А она не раз подстерегала испытателя.
Работая с новой машиной — перехватчиком с треугольным крылом, Махалин выполнял задание со «штопором». Покрутив правый «штопор», он вводил самолет в левый. И вдруг на КП слышат его голос: «Скис двигатель». И тут же связь с самолетом прервалась. Все бросились наружу и отчетливо увидели, как самолет и штопоре стремительно приближается к земле. Ужас и отчаяние оттого, что невозможно предотвратить катастрофу, охватили всех. Летчик делает попытки запустить двигатель, но ничего не получается. Стремительно теряется высота. Земля все ближе, но летчик не сдается, борется за жизнь машины и за свою. Снова и снова нажимает кнопку. Вдруг, на высоте около тысячи метров двигатель включается, и самолет идет на посадку.
У стоянки — никого! Неслыханно! Махалин идет в домик испытателей. У всех, кого встречает, удивленные глаза. Бросаются к нему: жив?
Оказывается, все видели падение самолета и начали принимать меры: вызывать пожарных, медицину…
Выяснилось: двигателю на высоте не хватает кислорода. С тех пор самолеты летают с его запасом.
Как-то перехватчик назвали «балалайкой» за сходство силуэта. Для частушек, мол, подойдет, а для высокого пилотажа не годится. Конечно, это была шутка, но Махалин обиделся: «Посмотрим». И в очередном испытательном полете выполнил всю программу и, имея еще запас горючего, снизившись над аэродромов метров до пятидесяти, сделал замедленную бочку, показав, на что способна суховская «балалайка».
Только сел, зашел на испытательную станцию, звонок П.О.Сухого:
— Владимир Николаевич, у нас ведь один экземпляр нового самолета. Вы так уверены в нем, что уже «бочки» на малой высоте делаете?
— Лучшего самолета. Павел Осипович, еще не было.
— Ну-ну, если вы так считаете…
Самолет был «реабилитирован», и Махалин доказал, что на этой «балалайке» можно играть не хуже, чем на скрипке.
За самоотверженную работу на самолетах Сухого, мужество, проявленное при испытаниях, 16 сентября 1957 года В.Н.Махалину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Прославленный летчик, отмеченный двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями, долгое время еще готовил машины к полетам.
Умер Владимир Николаевич 31 октября 1983 года.
А.Тягачев.