Юное поколение, мальчишки и девчонки, были вместе со всем народом, вносили свой вклад в дело Победы. Помогали Родине, фронту и ученики Дмитровской средней школы номер 1. Их вели слова любимого писателя Аркадия Гайдара из обращения в «Пионерской правде» от 30 августа 1941 года: «Пришло время и вам — не словами, а делом показать, как вы цените, бережете и любите Родину».
Первыми включились старшеклассники. В июле десятки мальчишек и девчонок были направлены на трудовой фронт, на Смоленщину. Рыли окопы, противотанковые рвы и блиндажи. Иногда вынуждены были откладывать лопаты и брать в руки оружие, чтобы отбить наседающего врага. Позже школьники участвовали в строительстве укреплений, оборонительных рубежей и на родной Дмитровской земле, вдоль канала имени Москвы. Ребята вместе со взрослыми распарывали мешки из-под муки, сахара, шили небольшие мешки, наполняли их песком и строили баррикады при въездах в город.
Враг рвался к столице. Москвичи и жители Подмосковья формируют ополчение и истребительные батальоны. Идет запись в них и в Дмитрове, в здании школы номер 1. Вместе со взрослыми идут и ученики 8-10 классов. Они хотят с оружием в руках помогать армии, фронту в борьбе с врагом. Охраняли мосты, предприятия, боролись с диверсантами и дезертирами. В конце ноября — начале декабря держали оборону вдоль канала у Шпилсвского переезда. Их окопы еще и сейчас можно заметить на берегу канала. Позже они уйдут на фронт.
Дмитровские предприятия и их рабочие были эвакуированы на восток страны, но осталась часть оборудования. На предприятия вернулись-ветераны, пришли женщины и подростки и наладили выпуск военной продукции: ДЭЗ, ДЗФС — точили корпуса мин и снарядов, сваривали противотанковые ежи. На перчаточной фабрике вязали двухпалые перчатки, шарфы, подшлемники для летчиков и танкистов. Многие школьники после уроков бежали на предприятия и становились к станкам, а иногда просто сколачивали ящики для упаковки готовой продукции на фронт. Частенько в годы войны приходилось ребятам добираться до Подмошья, где в помещении церкви набивали пулями пулеметные ленты. Доводилось в зимнее время расчищать от снега Дядьковский аэродром, обеспечивая боевые вылеты самолетов.
В трудном положении оказалась Москва, отрезанная от угля Донбасса и нефти Кавказа. Для обеспечения Москвы топливом принято решение Государственного комитета обороны о лесозаготовках и разработке торфа в Подмосковье, в том числе и в Дмитровском районе. В решении этом важнейшей задачи активное участие приняли школьники. Все лето 1942 года старшеклассники работали на торфоразработках, пилили лес.
Часто занимались погрузкой и разгрузкой топлива. В этом им помогали и младшие школьники. Баржи с торфом не могли пройти по каналу: были разрушены мосты, не работал шлюз; их прижимали к берегу, перебрасывали сходни. По сходьням школьники с корзинами в руках поднимались на баржу, наполняли корзину торфом и сносили на берег, в кучу. Сюда подходили машины, их загружали (часто школьники) и кружным путем, через Загорск, везли в Москву.
Жители Дмитрова собирали теплые вещи для фронта: полушубки, валенки, шапки и многое другое . Им помогали школьники. Вместе со взрослыми они собирали и деньги на строительство танков и самолетов. Это в своих воспоминаниях с похвалой отмечал секретарь горкома партии А.И.Макаров. Газета «Ударник» писала в феврале 1942 года: «Учащиеся Дмитровской средней школы номер 1 собрали и сдали в фонд обороны в честь 24-й годовщины Советской армии 1239 рублей». Вроде бы невелика сумма, но на нее можно было в ту пору купить на рынке пять — шесть буханок хлеба, а полуголодные ребята сдали в фонд обороны. Так что когда в Дмитров пришла правительственная телеграмма с благодарностью за сбор теплых вещей для бойцов и денег в фонд обороны, школьники воспринят ее как адресованную и им.
В дни войны хлеб выдавали по карточкам: 650 грамм рабочим, 250 — иждивенцам (неработающем старикам и многодетным женщинам, которые не могли трудится из-за детей), 300 грамм — детям. В те трудные годы о школьниках проявляюсь особая забота: они получали дополнительный паек в школе — 50 грамм черного хлеба. Школьники ждали его с нетерпением. Они были голодны. Ведь питались порой и крапивой, и лебедой, и оладьями из гнилой картошки (они назывались «тошнотики»). Потому-то с каждым уроком нарастало нетерпение. Все ждали большой перемены, когда совершалось таинство раздачи хлеба.
И в этой обстановке иногда по школе вдруг разносился шепот: «Сегодня хлеба не берем». В чем дело? А ребята, собираясь в школу, услышали в последних известиях, что наши войска освободили какой-то населенный пункт, и они решили передать хлеб в фонд обороны: «Пусть сильнее бьют врага наши бойцы».
Петр Григорьевич Чванкин, более 30-ти лет отдавший работе в школе, до последнего дня своей жизни помнил день, когда получил «похоронку” — сообщение о гибели сына Бориса. Был обычный учебный день, и он, убитый горем, пришел в школу. Коллеги переживали вместе с ним его горе, сочувствовали и поддерживали его, Но надо было идти на урок. Петр Григорьевич спрятал поглубже свое горе, чтоб не волновать ребят: у них и своего горя хватало. Вошел в класс. Ученики стоят. Учитель поприветствовал их, предложил сесть, но они остались стоять. К Петру Григорьевичу подошел староста и от имени всех ребят класса протянул ему буханку хлеба, ту самую, что должны были разделить на дольки в перемену, со словами. «Это Вам, Петр Григорьевич». Больше ничего не было сказано. Но этот поступок взволновал Петра Григорьевича: он понял, что не одинок в своем горе, увидел сочувствие ребят и их готовность поддержать его. Даже в свой предсмертный час с неприходящим волнением делился он этим воспоминанием с автором этих строк.
Чуткость школьников проявлялась в заботе о раненых, находящихся в Дмитровском госпитале (в 41-м он размешен был в школе), в заботе о семьях фронтовиков и в шефстве над детскими садами, над инвалидами войны. И в том, как, сами ощущая недостаток книг, тетрадей, карандашей, собирали их для сверстников, освобожденных от фашистской оккупации: ведь им было труднее!
Но больше всего приходилось помогать колхозам. И это не удивительно. Техника, лошади были мобилизованы для нужд фронта. А то, что осталось в колхозах, было захвачено и уничтожено фашистами. Ребята помогали убирать урожай 41-го года, занимались посевными работами, прополкой и особенно уборкой урожая все годы войны.
Любовь Борисовна Кораблева, учитель-пенсионер, выпускница 1943 года вспоминала: «В 1942 году, осенью, 170 комсомольцев и школьников с рюкзаками на плечах отправились в колхозы убирать урожай картофеля. Работали в трудных условиях осенней непогоды, вручную. Но никакие трудности не могли остановить нас. Каждый понимал, что его труд — это ускорение победы над врагом».
Юрий Петрович Балашов, Любовь Дмитреевна Белякова, кандидаты наук: «Оказать помощь в сельскохозяйственных работах мы считали своим почетным долгом. Выращенный урожай нужно было убрать без потерь — его ждал фронт. Мы не только убирали картофель и овощи, но и работали за молотилкой, косили траву».
На помощь колхозам старшеклассники уходили на 2-3 недели, иногда на весь месяц. Уходили в отдаленные деревни: Думино, Якоть, Ивановское и др. Спали на полу в домах колхозников, иногда просто на сеновале. Работали с утра до вечера. Уставали, а с утра снова шли на работу. Выполняли самые разные, но так необходимые работы.
Помогали колхозам и малыши. Даже ученики 2-3-х классов с лопатами через плечо ходили убирать картофель в Горшково, Зверково. Многие собирали колоски, сберегая хлеб, так нужный стране. Они видели напряженный труд женщин, которые вели пахоту, запрягая коров и быков, а иногда и сами по 5-6 человек впрягаясь в плуг: голодная армия воевать не сможет. Школьники, видя усилия женщин-колхозниц, не могли оставаться в стороне. Принимали ребята участие и в начальном периоде освоения Яхромской поймы.
5 декабря 1941 года ночным взрывом была разрушена часть здания школы, повреждена отопительная система. Ученики старших классов активно помогали восстанавливать свою школу.
Выпускники школ, юрист Александр Сергеевич Габлин вспоминает:
«И вот мы, мальчишки, взялись за работу. Под руководством опытного слесаря монтировали систему отопления. Шумели, стучали молотки, визжали напильники и сверла. Это мы восстанавливали и скрепляли трубы и радиаторы, сваривали тяжелые котельные установки. Непередаваем тот момент, когда горячая вода с легким шумом побежала в трубах. Этот момент в моей неполной жизни был самым счастливым».
Словом, школьники были вместе со взрослыми в едином строю, приближая Великую Победу. Труд некоторых из них высоко оценен правительством, они награждены медалью «За оборону Москвы».
Но и в дни войны главной задачей школьников оставалась учеба. «Закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны», — писала газета «Правда» в марте 1942 года. Школа не прекратила работы, даже когда здание было разрушено. Иногда уроки проводились в помещениях других школ (нынешних 5,6,7 школах), в ремесленном училище, но чаще всего в своем полуразрушенном здании. «В восстановленных классах дымили времянки, со стен, то заиндевевших, то слегка потевших, капало, в обшем-то было всегда холодно. Чернила смерзлись, мел — как минерал с полюса холода, ученики учились в пальто, шапках, рукавицах. Почти все мои сверстники недоедали, были рады 50-граммовому пайку, нередко пахнущего керосином. Однако молодость брада свое: мы не унывали, усердно читали книги, пели песни, спорили, мечтали о будущем», — так вспоминал выпускник школы, доктор геолого-минералогических наук Михаил Владимирович Голицын.
В дни войны в программу введено военное дело, и ученики успешно овладевали им. Газета «Ударник» в 1942 году писала: «18 мая закончились испытания по военному делу в Дмитровской средней школе номер 1. Испытания сдавали юноши 9-10, частично 8-х классов, в количестве 48 человек. Будущие бойцы показали хорошие результаты по строевой, политической, саперной, химической и санитарной подготовке, по штыковому бою и по материальной части винтовки, гранаты и пулемета. 10 человек комиссией Райвоенкомата признаны сдавшими программу на «отлично». Общую хорошую оценку получили 33 и посредственную — 5 человек. Испытания показали, что Дмитровская школа дала району значительный подготовленный резерв будущих бойцов, любящих военное дело и готовых вступить в Красную Армию, чтобы с оружием в руках защищать Родину от ненавистного врага».
В 1944-45 учебном году установлено всеобщее обязательное обучение с 7-летнего возраста, введены Правила для учащихся. Для повышения качества знаний в выпускных классах были введены экзамены в объеме всего курса средней школы на аттестат зрелости, введены были и награды отличникам: — золотая и серебряная медали. Первыми обладателями их стали Абрамова Зина, Попов Валентин, Петухов Станислав.
Экзаменационные сочинения характеризуются искренностью, патриотизмом, преданностью Родине, верой в светлое будущее. Выпускник 46 года А.С.Габлин написал сочинение в стихах:
Я русский человек! Как горд я этим!
Мне так приятно сознавать,
Что лучше нет страны на свете,
Чем Родина моя, Россия-мать!
Я русский всей своей душою,
Я русский сердцем и умом.
Люблю я Родину большую,
Непокореннную врагом!
Я невелик, я незаметен.
Но я живу в чудесный век.
Мне луч звезды кремлевской светит.
Я горд! Я русский человек.
А.Тягачёв.