Александр Маркович Марков родился 11 июня 1916 года в деревне Мельница Новгородской области в семье крестьянина-бедняка. Он очень рано лишился отца. Матери, Федосье Михайловне, пришлось одной воспитывать пятерых детей. В 1934 году семья Марковых переехала в Дмитров, где старшие работали на строительстве канала Москва-Волга, а Александр закончил среднюю школу номер 1.
Как и все юноши того времени, Александр рвался в небо, занимался в аэроклубе. В 1936 году по спецнабору ЦК ВЛКСМ его направляют на учебу в Первую военную Краснознаменную авиашколу имени Мясникова в Каче, под Севостополем. Два года спустя Александр успешно заканчивает летную школу, ему присвоено звание «младший лейтенант». Как хорошо подготовленного пилота его направляют в дальний бомбардировочный полк особого назначения.
В 1939 году начинается война с Финляндией. Александр Марков одним из первых среди летчиков принимает участие в боевых действиях. Командир экипажа грозных ДБ-3, Ил-4 наносит
сокрушительные удары по позициям противника.
… Тяжелый бомбардировщик летел над густым хвойным лесом, среди которого едва просматривались неясные очертания озер. Где-то у далекого горизонта бледнела полоска рассвета. Александр Марков вел самолет над незнакомой территорией. Вскоре штурман предупредил о подходе к цели. Данные разведки подтвердились: на лесном аэродроме виднелись ангары и черными крестиками выделялись самолеты.
— Приготовиться к бомбометанию! — скомандовал командир.
Атака была внезапной. Противник не успел даже поднять в воздух свои истребители. Лишь через две- три минуты после того, как были сброшены бомбы, заговорили пушки. А там, где совсем недавно виднелись самолеты и ангары, среди черных султанов дыма бушевало пламя.
Александр Марков развернул машину. И тут летчик заметил быстрые вспышки огня на земле. По самолету били зенитки. Тяжелая машина, послушная воле пилота, начала набирать высоту, но один из снарядов все-таки угодил в левую плоскость, пробил бак. Длинные языки пламени охватили крыло. Летчик с трудом на короткое время выровнял теряющую управление машину. Катастрофически падала высота. И вдруг голос штурмана:
— Товарищ командир, ранен стрелок!
«Покидать самолет нельзя: погибнет товарищ», — подумал Марков и решил «тянуть», пока хватит сил. А пламя уже подобралось к пилотской кабине, лижет сиденье, обжигает ноги, руки, лицо. Едкий дым вызывает головокружение, слепит глаза. «Только не потерять сознание, — думал пилот, прикрывая рукой глаза. И продолжал «тянуть» изрешеченную машину. Позади осталась линия фронта. Под самолетом — родная земля! Вот обширная поляна. Туда! Только бы посадить самолет!
И вот израненная машина на земле. Летчик еше пытался покинуть ее, но потерял сознание. Друзья, разбив кабину, вытащили Маркова на снег, разорвали одежду, доставили в госпиталь. Всего этого он не видел.
Очнулся Марков через три месяца. Он попробовал пошевелиться, но острая боль снова погрузила его в забытье. Теперь врачи, которые все это время боролись за его жизнь, спасали летчику зрение, умело заглаживали следы ожогов.
Однажды у койки Александра появился главный врач госпиталя.
— Младший лейтенант Александр Маркович Марков, — как-то необычно торжественно начал он, — правительство удостоило вас высокой награды: вам присвоено звание Героя Советского Союза! — И врач, наклонившись, поцеловал его. Это было 7 апреля 1940 года.
Почти девять месяцев госпиталя. А потом возвращение в часть, направление на учебу в Академию командно-штурманского состава ВВС имени Жуковского. Но в марте 1941 года снова госпиталь, сложнейшая операция, после которой о полетах не могло быть и речи. Пришлось покинуть и Академию.
А через два месяца началась война.
Александр Марков добивается отправки на фронт:»штурмуя» пороги высших военных инстанций, требует дать ему боевой самолет.
— У вас же резекция желудка!
— Не сердца же! — невозмутимо парирует Герой.
И Марков снова на фронте. Опытный летчик начал войну на Калининском фронте командиром звена штурмовой авиации. Был ранен. После излечения его направили старшим инспектором воздушной армии фронта. В этой должности он совершил 40 боевых вылетов. В сентябре 1942 года А. Марков назначен заместителем командира истребительного полка. Здесь он проявил незаурядные способности воздушного аса, и его взяли на командную должность в Управление боевой подготовки ВВС.
Штабная работа, однако, пришлась не по душе, и Марков в который раз добивается отправки на фронт. Он совершает боевые вылеты на разведку, на прикрытие наших войск, учит молодых летчиков бить врага, да и сам совершенствует мастерство, осваивает новые машины. Вскоре Александр Маркович — командир истребительного полка, под его руководством подразделение становится гвардейским и награждается Орденом Красного знамени.
Война подходила к концу. В марте 1945 года Александр Марков принял участие в налете на Берлин.
Истребитель стремительно проносится над дымовой завесой пожарищ. Враг неистово огрызается. Бесконечные нити огненных трасс прошивают небо вблизи самолета. И вдруг его резко потянуло вниз. «Подбит!» мелькнула мысль. Но и на этот раз Марков обуздал израненную машину и, перевалив за линию фронта, совершил посадку.
Однако, спасая самолет, Марков повредил позвоночник. Снова потянулись мучительные дни на госпитальной койке, снова борьба за жизнь. Почти год могучий организм и умелые руки врачей делали свое дело. И снова победа.
Сколько уже раз в нашем рассказе было это «снова»? Но такова уж военная судьба нашего земляка, что ставила его раз за разом в безысходные, казалось бы, обстоятельства, да не тут то было!
В сентябре 1946 года А.М.Марков зачислен слушателем военновоздушной академии, но по состоянию здоровья продолжить учебу не смог. Снова госпиталь, а затем снова академия, но на этот раз командный факультет академии имени Фрунзе. В марте 1951 года он с золотой медалью заканчивает ее. А.М.Маркова назначают начальником боевой подготовки ВВС.
Но сколько же можно испытывать судьбу, даже если ты Герой! Многочисленные ранения и операции не прошли-таки бесследно. Тяжелая болезнь снова отправила Александра Марковича в госпиталь. На этот раз ни его организм, ни усилия врачей ничего не смогли сделать. 8 октября 1953 года прославленного летчика не стадо.
А.Тягачёв.