Короткая справка: Константин Андрианович Кирьянов. В Красной Армии с 1939 года. Совершил 297 боевых вылетов, сбил 13 самолетов. Награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Александра Невского. 1 мая 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза.
Природный летчик, — и сейчас говорят те, кто близко знал Кирьянова. Он был таким же, как его сверстники, и все ж выделялся среди них, ибо был более целеустремленным, серьезным и решительным.
«Уважаемая Василиса Ильинична! Командование части и весь личный состав с глубоким уважением и любовью сообщает о героических подвигах в борьбе с фашистскими захватчиками Вашего сына Константина Андриановича. Сейчас он командует подразделением. Его подчиненные любят своего командира, гордятся им. Константин Андрианович является грозой для фашистских лётчиков. Не раз дрался против двух, трех и даже четырех самолетов противника и выходил победителем, часть из них сбивая, а остальных обращая в бегство… Ваш Костя, штурмуя немецкие войска, все сметает на своем пути… 12 мая 1943 год.»
Костя был предан авиации, — вспоминает школьный товарищ, ветеран войны А.И.Зайцев. — Как начались занятия, он смотрел и смотрел в окно на луг, куда садились планеры. Одним из первых вступил в кружок авиамоделистов.
Когда с инструктором поехал в Москву решать вопрос с зачислением в планерную школу, ему не хватало нескольких месяцев, — продолжает сестра Героя А.А.Кирьянова. — Уже поздний вечер, а их все нет. Потом смотрю: идут по дороге. Спрашиваю: Ну, как? А он улыбнулся: «Приняли!..»
Через месяц после первого боевого вылета К.Л.Кирьянов сбил свой первый самолет, а за успешную штурмовку позиций врага удостоен ордена Красного Знамени. В «коллекции» поверженных наземь Кирьяновым гитлеровских машин самолеты всех конструкций, в числе бесславно завершивших поход на Восток — лучшие летчики Люфтваффе.
Один против четырех… В который раз вышел победителем, но его Ил-16 не мог больше летать. Выходил из окружения. Помогли местные жители. Несколько дней пробирался он к своим, и когда добрался, увидел листок с сообщением о своей гибели.
Когда в последний раз уходил из дома, — вспоминает А.А.Кирьянова, — сказал: даже если будет похоронка, не верь, что погиб. Нет такого врага, чтобы меня одолел.
Но более всего памятен другой эпизод.
Как он летел в тот день, подробностей не знаю, но риск был огромный. Костя прошел над позициями врага, а затем благополучно сел в Купянске, где буквально из-под носа у фашистов вывез жену и крохотного сына.
Наверное, для Кирьянова не было ничего невероятного, как не было и силы, что могла бы остановить его. «Таких людей, как Ваш сын, — писал командир, — знают и любят не только в нашей части, но и по всему фронту.»
Ничего этого не знали степановские ребятишки, бежавшие к севшему на холме самолету. А потом «дядя Костя» к великой радости катал их всех по очереди. Потом самолет поднялся, сделал круг, помахал на прощанье крыльями деревне, школе. Словно прощался.
Из сообщения: «2 августа 1943 года в 19 часов 55 минут самолет ЯК-9 N 0104, ведомый капитаном Кирьяновым, в течении 13 минут на низкой высоте над аэродромом Кнубрь в 18 километрах юго- западнее Орла, выполняя фигуры высшею пилотажа, сорвался в штопор и упал на границе аэродрома…»
«Герои не умирают». Верные слова. Кирьянова помнят. В Яхроме, где одна из улиц носит его имя. В Степанове, в Курове, где жил и летал на планере. В Яхромской школе N 1, где учился.
Н. Фёдоров.