В деревню Селёвкино в 80-е годы прошлого столетия заехала необычная посетительница. Это была правнучка князей Барятинских, которые когда-то владели этими землями и имели отношение к строительству храма. Женщина располагала немалыми средствами и пожертвовала 120 тысяч рублей на восстановление церкви.
Эта сумма поступила в местное архитектурное управление с 1974 года храм находился под охраной государства. Денег хватило на то, чтобы частично оштукатурить стены и установить новую кровлю над восьмериком. Она-то и спасла главную часть храма от окончательного разрушения.
Настоятель прихода, священник Симеон Рожнов, рассказывает, что Богородицерождественская
церковь была построена в 1740 году и представляет собой образец барокко времен правления Петра второго и императрицы Анны Иоанновны. «Это московская школа аннинского барокко», в которой не так строго соблюдались архитектурные каноны, как в Петербурге, говорит отец Симеон. — При строительстве учитывались пожелания заказчиков. Здесь необычна асимметрия здания».
К сожалению, статус памятника культуры пусть и федерального значения, не всегда означает его сохранность. До того, как советские власти признали храм частью культурного наследия, здесь хранили овощи и зерно, а затем был склад минеральных удобрений. Храм был передан РПЦ в конце 90-х, и через несколько лет здесь начались первые работы. Настоятель и первые прихожане сделали все, что могли.
В 2015-2016 гг. благотворительным фондом Московской епархии по восстановлению порушенных святынь были выделены средства на создание и разработку проекта реставрации объекта культурного наследия, а также на производство противоаварийных работ по сохранению Богородицерождественского храма деревни Селевкино. Восстановлены стены трапезной, укреплен фундамент храма, вычинены стены и купол колокольни, залито основание восстановление храма из средств фонда было выделено 26 млн 870 тыс. рублей.
Уже два года богослужения совершаются в «летней» части, которая отделена от остального пространства, где до недавнего времени лежали руины. Благодаря различной помощи в храме должно появиться газовое отопление, станет возможным внутренняя и наружная отделка. Средства на изготовление иконостаса дает соседний приход Свято-Духовского храма деревни Дубровки.
Для завершения восстановления храма необходимо 23 млн 230 тыс. рублей . Эти работы включают в себя восстановление кровли трапезной, реставрационно-восстановительные работы полов, четверика и колокольни, а также внутреннюю и наружную отделку.
Газета Яхромские вести.
История храма.
Исторически село Селёвкино (c 1831 г. Селёвкино-Юрьево) находилось в Дмитровском уезде Ильинской волости (после революции Деденевской) Упоминания о селе и храме в нём мы находим в ранних письменных источниках с начала XVII века.
1927 год.
В писцовых книгах за 1620 г. записано: «за боярином за князем Володимером Тимофеевичем Долгоруким приданая вотчина, по жалованной грамоте 128 году, село Селевкино, на пруде; а в нем церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная клетцки, в ней образы, и книги, и ризы, и колокола и всякое церковное строенье вотчинниково; в селе во дворе поп Лаврентий Матвеев, во дворе пономарь Гаврилко Сергеев прозвище Суботко; пашни церковной паханой худой земли 5 четвертей, перелогом и лесом поросло 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена 10 копен; да в селе двор вотчинников, живет в нем конюх, 2 дв. крестьян и 3 дв. бобылей».
1987 год.
В 1720 году Богородицерождественская церковь сгорела и 19 июля 1720 запечатан указ в исходящей книге синодального Казённого приказа, по челобитной Ивана Семёновича Борятинского, о строении каменной церкви, вместо старой сгоревшей: «велено ему в вотчине тестя его, Ивана Петрова, сына Строева, <…> перевезти из села Нового, вотчины Петра Алексеевича Толстого, ветхую Покровскую церковь и построить в селе Селёвкине вновь церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы».
В 1740 году построена каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, на средства княгини Анны Федоровны Барятинской.
Храм построен в редком архитектурном стиле – «аннинское барокко». Этот стиль зародился в эпоху правления Петра II и Анны Иоанновны (1730–1740), когда старая столица, Москва стала оживать в новом стиле появлялись новые церкви, к старым прибавлялись колокольни в новом вкусе, строились государственные здания и дома-усадьбы все эти постройки относятся к стилю барокко эпохи Анны Иоанновны, или аннинское барокко.
Вид со стороны северного портала, 1967 год.
В метрике конца XIX века храм описывается следующим образом:
Церковь находится в селе, основана на ровном месте, реки нет. Церковь построена круглая, шестигранная. Алтарь церкви состоит из пяти граней. Размер церкви: в вышину 7 саж, в длину с притвором — 2 саж, в ширину — 4 саж. К югу или северу уклонений алтаря нет, обращена на восток. Церковь построена вся из кирпича. Стены выложены сплошной кладкой; кирпич обыкновенный, обожжённый, клейм на кирпичах никаких нет, стены сохранились в своем первобытном виде, в стенах проходов пустых мест нет, связи в стенах железные. Наружные стены гладки, местами есть украшение в виде квадратов из кирпича, пояс одинокий узкий круглый, есть на углах полуоконники гладкие межу полукружями алтаря, на стенах изображений никаких нет и не было. Карниз сделан из кирпича с отливом сверху-вниз. Кровля на сводах церкви шатровая, скат на все стороны, в 1886 году покрашена зеленою краской, подзоров нет, кровля старая, кокошников нет. Фонарь на сводах глухой и сквозной с колонками, устроен прямо над сводами, шея гладкая, без украшений. На церкви глава пирамидальная, одна покрыта белой жестью и окрашена синей краской. Крест на главе железный, четырехконечный, с завитками, есть на кресте цепи, спускающиеся к главам, на вершине креста нет ничего, на подножии есть полулуние. Окна широкие, помещены над цоколем, в алтаре три, северном и южном предалтарии по два на стороне, в три света, под самой крышей есть по одному окну, круглые, малые, хор нет, окна с перемычками дугообразными, наличники у окон из кирпича полуколонками, окна прямые, имеют отливы внутрь, решетки железные, старых ставень, старых оконниц и подоконников из цветных кафель нет. Всех дверей две: одна на север — железная, другая на запад — деревянная, окрашены зеленой краской, старинных украшений, наличников у дверей нет, петли на дверях простые.
Паперть устроена с одной стороны, камней с резьбой или надписей нет. Церковь устроена кругообразно, алтарь от храма отделяется каменною стеною с тремя пролетами, двери Царские и двое боковых, приделов в церкви нет. Западный притвор-трапеза устроена в виде палаты, придел в трапезной есть, пристроен сбоку на южной стороне, притвор отделяется от храма глухой стеной с пролетом. В настоящем холодном храме свод устроен котловой, в приделе теплом своды устроены с двумя длинными пазухами, к востоку устроено средостение с двумя полукруглыми пролетами, покоящиеся на одном столбе; среди церкви имеется одна арка. В трапезе на средине поставлен один столб четверогранный, гладкий, впадин, всходов, лавок для сидения, решеток нет. Пол лещадный. Одинаковый в алтаре, храме и притворах. Алтарь одночастный, без разделения, предалтарий нет, свод лежит на стене, голосников нет, окон в алтаре три, помост в алтаре возвышается с помостом храма на одну ступень, алтарь поправками изменен не был никакими.
Престол деревянный, ступенями от помоста не возвышается: ширина престола 1 арш. 5 верш, длина его — 1 арш. 8 верш, вышина — 1 арш. 5 верш не обложен листами никакими, изображений и надписей нет. Подобного устройства горнего места нет, так равно и оконных углублений и изображений. Жертвенник устроен на открытом месте с престолом, деревянный, вышина его — 1 арш. 5 верш, ширина и длина его 17 вершков.
Иконостас нового устройства с 4 вызолоченными колоннами; резной из дерева, резьба помещена на белом поле, резьба изображает Херувимов и виноградные кисти, иконостас трехъярусный, Царские двери двухстворчатые, резьба изображает виноградную лозу, вызолоченные по полименту, городков, подзоров и крейм нет, на верху дверей резная из дерева чаша и вызолочена по полименту.
Пред алтарем от одного клироса до другого устроена солея каменная выше помоста храма на одну ступень, решетки нет. Амвон устроен из белого камня, сетки нет. Клиросы устроены квадратные, украшений нет никаких. Колокольня построена в одно время с церковью, квадратная, трехъярусная с уступом в квадрате, со шпилем, изображений и надписей нет никаких.
Всех колоколов на колокольне шесть. На одном из них, большом, есть надпись: 1760 года февраля 20 дня пожертвован дворовым человеком Петром Вольженым. Остальные без надписей.
По сведениям клировых ведомостей на протяжении XIXвека клирикам храма денег платилось довольно мало. Из-за этого причетники в храме подолгу не задерживались, зачастую это были вышедшие из запрета или провинившиеся в чем либо священно и церковнослужители.
В 1867 году по малочисленности и бедности прихожан распоряжением епархиального начальства церковь сделана приписной к Успенскому храму села Морозово, причт перераспределен. В 1871 году храм снова сделан самостоятельным; 24 июня к нему определен священник, 19 августа псаломщик.
В июле 1913 года от притча и прихожан храма в Московское Археологическое общество пришло заявление о крайне плохом состоянии храма. Оно было рассмотрено и одобрено, но работы, по всей видимости, так и не были сделаны.
В 30-х годах местные власти разрешили устроить возле храма кладбище, которого до этого не было.
Решением комитета московского областного совета депутатов трудящихся от 8 января 1941 года под № 54 храм решено закрыть:
«Учитывая, что здание церкви в с. Селёвкино-Юрьево пришло в ветхость и по заключению технической комиссии подлежит сносу — разрешить Исполкому Дмитровского Райсовета церковь в с. Селёвкино-Юрьево закрыть, а здание снести».
Достоверно судьба последнего перед закрытием священника неизвестна. Вся утварь была утрачена, ее местонахождение неизвестно.
После закрытия новые хозяева решили использовать храм в качестве хранилища для овощей, а позже для химических удобрений, что только ухудшило его состояние.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974 храм Рождества Пресвятой Богородицы включен в перечень памятников культуры, подлежащих охране государства.
Длительное время храм значился бесхозным, в результате чего пришел в аварийное состояние. Кровля была утрачена, выломаны металлические решетки и двери, засыпан подвал, разобраны верхние части стен под трапезной и приделом до пят сводов, разобрана пристройка, соединявшая колокольню с трапезной, на грани обрушения своды трапезной и придела.
По свидетельству местных жителей в 60-70-ых годах прошлого века в купол колокольни ударила молния, в результате чего купол сгорел. Колокольня без купола остается и поныне.
В конце 70-х – начале 80-х годов трестом «Мособлстройреставрация» были проведены работы по частичной реконструкции храма.
Несмотря на проделанные ранее работы, храм оставался бесхозным: в храме жгли костры, местные жители уносили кирпичи для постройки гаражей. Кровля трапезной части к концу 90-х годов обвалилась, весь придел порос бурьяном.
В конце 90-х году храм был передан церкви и в 2002 году настоятелем был назначен иеромонах Симеон (Родионов). Церковь силами прихожан привели в должный вид: на храм водрузили купол с крестом, вставили окна и двери, арку заложили шлакоблоками, чтобы отделить основной объем храма от трапезной части, которая находилась в состоянии руин. Были созданы условия для совершения Божественной литургии.
Симеон Рожнов.
Подробней тут.
Фундамент из больших валунов.
Видео репортаж.
Хороший пост, поделился с друзьями.