Внезапным ударом в ночь на 28 ноября фашисты захватили мост у Яхромы и вышли на восточный берег канала. По приказу генерала В.И.Кузнецова бронепоезд N 73 войск НКВД со станции Вербилки срочно выдвинулся к Дмитрову, чтобы сдержать натиск превосходящих сил врага до подхода наших частей.
Бронепоезд, состоящий из 2 бронеплощадок, имел на вооружении четыре 76-миллиметровые пушки, восемь бортовых пулеметов «Максим», 4 башенных пулемета и зенитный взвод со счетверенными пулеметными установками. Ему была придана десантная стрелковая рота.
Малышев Ф.Д.
Для лучшего маневрирования и удобства применение сразу всех огневых средств командир бронепоезда капитан Ф.Д. Малышев принял решение разъединить бронеплощадки. Самоходная площадка, с которой в бой пошел комиссар бронепоезда И.Н. Криелевич, под командованием старшего лейтенанта А.И. Жукова шла по одному пути; вторая площадка с бронепаровозом, в командирской рубке которого занял место капитан Ф.Д. Малышев, во главе со старшим лейтенантом Т.И. Сколышевым шла уступом по другому пути.
Ст. л-т Сколышев Т.И. получает орден Красного Знамени за оборону Дмитрова. Январь, 1942 год.Т.И. Сколышев погиб в боях под Сталинградом.
Едва бронепоезд вышел за Дмитровский переезд как по броне застучали пули врага. Первыми заметили врага разведчики Иван Григоренко и Борис Зулаев, бронедрезина которых шла впереди бронепоезда. Более двух десятков танков, автомашины и бронетранспортеры с пехотой двигались к Дмитрову. Бронепоезд вступил в бой.
Первыми открыли огонь бойцы бронеплощадки Жукова. Предрассветную тень разорвали орудийные залпы. Огненным факелом загорелся один танк, за ним другой… Фашисты открыли яростный огонь по железной дороге. В самом начале артиллерийской дуэли вражеский снаряд поджег бронедрезину. Погиб водитель Григоренко, Борису Зулаеву удалось укрыться в ближайшем окопе, откуда он и корректировал огонь пушек бронепоезда.
Удар бронепоезда оказался неожиданным для противника. Мотопехота рассыпалась в цепи, по сторонам дороги расползлись танки. Враг огрызался из всех видов оружия. Несколько снарядов врага попали в бронеплощадку Жукова, три из них разорвались внутри площадки. Появились убитые и раненые. Из строя вышел весь боевой расчет пушки. Вынесли раненых. Сержант В.М. Кулешов заменил наводчика и другие номера расчета. Бронеплощадка продолжила бой.
В ходе боя врагу удалось подбить паровоз, обслуживающий вторую бронеплощадку, и она стала неподвижной мишенью. Желая вывести ее из боя, противник сосредоточил огонь по ней. Напрягая силы, экипаж бронеплощадки Сколышева вел ураганный огонь. Отражена не одна вражеская атака, но перегрелись стволы орудий и пулеметов. Стрелять стало невозможно. Вот тогда и совершил свой подвиг москвич Николай Фомичев, строитель Комсомольска-на-Амуре, московского метро, командир отделения пулеметчиков. Он покинул бронированный вагон, где находился в относительной безопасности, поднялся на площадку, где установлен счетверенный зенитный пулемет, развернул его для стрельбы по наземным целям и открыл огонь. На некоторое время он сдержал натиск противника.
Фомичев Н.Т.
В это время заместитель командира бронепоезда С.Ф. Знаменский направился на станцию Дмитров. Здесь под парами был паровоз, не успевший увести состав в Москву. Обрадованный Знаменский написал расписку и вручил ее машинисту А.П. Доронину. Тот прочитал расписку, показал товарищам И. И. Лаврову и И.В. Мирошниченко и заявил: «Это что же, вы на нашем паровозе пойдете в бой, а мы вашей бумажкой прикроемся? Нет, мы сами поведем паровоз в бой». И повели, обеспечив бронеплощадке подвижность и маневренность.
Один из вражеских снарядов разорвался недалеко от Николая Фомичева, и тот, сраженный осколками, пал мертвым.
Несмотря на потери, враги рвались вперед и уже рассчитывали захватить броневагон. Но тут сквозь огонь врага прорвался паровоз. Мирошниченко, помощник машиниста, на ходу бросился к бронеплащадке, чтобы, не теряя времени, подцепить ее. Паровоз как бы прилип к бронепоезду. И тот медленно пополз в сторону Дмитрова. За поворотом на паровоз поднялся командир. Он крепко пожал руки паровозной бригаде.
В Дмитрове разбитый паровоз бронепоезда был отцеплен. К бронепоезду подцепили другой паровоз и он снова устремился в бой.
Более 7 часов длился беспримерный в истории бой бронепоезда с танками. На поле битвы враг оставил 12 танков, 24 бронетранспортера и автомашины, свыше 700 солдат и офицеров, но к Дмитрову не прошел.
Литневская М.Т.
Большую помощь бронепоезду оказывала 18- летняя стрелочница станции Дмитров Маша Литневская. Она, не покинувшая свой пост, даже в самые тяжелые минуты боя, под огнем противника переводила стрелки, обеспечивая подвижность, маневренность бронепоезда. Прицельным огнем с Волдынской высоты, враг обстреливал город в районе вокзала. Но не любопытство заставляла Машу Литневскую высовывать голову. Надо было видеть бронепоезд, не пропустить момент, когда перевести стрелки. За свой труд она награждена боевым орденом Красной Звезды. Машинист А.Н. Доронин награжден орденом Ленина, И.И. Лавров – орденом Красного Знамени. Боевые награды за бои под Москвой получили 18 бойцов и командиров бронепоезда. Победа далась нелегко: 7 человек убито, 15 ранено. Потеряли паровоз, повреждена бронеплощадка.
Подвиг бронепоезда не забыт: на здании Дмитровского вокзала установлена мемориальная доска, а одна из улиц Дмитрова названа именем Николая Тихоновича Фомичева.
Александр Тягачев.
Видео репортаж о первом городе победы Яхроме. Просмотреть здесь.
Видео репортаж о бронепоезде №73.