
Судоходный шлюз — гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях для обеспечения перехода судов из одного водного бассейна в другой, с различными уровнями воды в них. С двух сторон ограничен затворами, между которыми располагается смежная камера, позволяющая варьировать уровень воды в её пределах.
В отличие от судоподъёмников, при использовании шлюзовых систем требуется большое количество воды, что приводит к снижению их пропускной способности и в том числе к меньшей скорости пропуска судов. Преимуществом является их более простое и дешевое в обслуживании техническое оснащение по сравнению с судоподъёмниками.
Процесс пропускания судна через шлюз называется шлюзованием. Перевод судов посредством судоходного шлюза осуществляется последовательным переводом в смежную камеру после выравнивания в них уровня воды. Использование шлюзов главным образом направлено на то, чтобы сделать водные пространства с различными уровнями воды в них более пригодными для судоходства.
Каждый шлюз имеет три главных элемента:
1) Герметичная камера, соединяющая верхнюю и нижнюю головные части канала и имеющая объём, достаточный для включения в себя одного, или нескольких судов. Положение камеры фиксированное, однако уровень воды в ней может изменяться.
2) Ворота — металлические щиты, расположенные на обоих концах камеры и служащие для впускания и выпускания судна из камеры перед началом шлюзования и герметизирующие камеру во время шлюзования.
3) Водопроводное устройство — устройство, предназначенное для наполнения, либо опустошения камеры. Как правило, в качестве такого устройства используется плоский щитовой затвор. В крупных шлюзах могут использоваться перекачные насосы.
Шлюзование длится, как правило, от 10 до 20 минут в зависимости от размера камеры и перепада уровня воды. В случае, если судно движется вверх по течению, процесс реверсируется и судно входит в полупустую камеру, затем открывается клапан, наполняя камеру водой и поднимая судно.
При строительстве первых искусственных каналов, возводимых, как правило, на довольно плоских, не гористых участках местности, их инженеры и строители предпочитали строить обводы в случае попадания на пути канала холмов, либо низин. Однако, удлинение канала влекло за собой чрезмерное удорожание его строительства и увеличивало длительность прохождения по нему судна. Для решения этой проблемы стали применяться шлюзы. Далее, по мере усовершенствования технических знаний и возможностей, для прохождения препятствий стали применяться новые решения, таки как акведуки, туннели, дамбы. И в каждом из таких сооружений продолжили использовать шлюзы, ставшие с тех времён и по сей день неотъемлемой частью практически любого гидросооружения.
На канале сооружено одиннадцать шлюзов: один на реке Волга, пять на северном склоне канала, два на южном склоне и три на реке Москва. Все шлюзы канала автоматизированы.
1. Шлюз 1 (Дубна)
2. Шлюз 2 (Темпы)
3. Шлюз 3 (Яхрома)
4. Шлюз 4 (Деденево)
5. Шлюз 5 (Икша)
6. Шлюз 6 (Икша)
7. Шлюз 7 (Тушино) двухкамерный
8. Шлюз 8 (Тушино) двухкамерный
9. Шлюз 9 (Мневники) имеющий среднюю голову и возможность функционировать в усечённом варианте для пропуска маломерных судов.
10. Шлюз 10 (Нагатино)
11. Шлюз 11 (Нагатино) для пропуска маломерных судов. В данное время действует в качестве дока.
Работа шлюза, съемка на телефон, качество не очень.
Шлюз №3 канала имени Москвы размещается в городе Яхроме, вблизи от железнодорожной станции. Автором его оформления является архитектор Мовчан В.Я. Данный шлюз — один из самых особенных, интересных и запоминающихся на всем канале. На 2-х башнях его нижних ворот в 30-годы прошлого столетия были поставлены медные макеты известных колумбовских каравелл «Санта-Мария». В 1941 году после захвата Яхромы немецко-фашистскими войсками башни были подорваны, а с отходом гитлеровцев возобновлены заново. Ныне данная достопримечательность канала – «визитная карточка» и символ города Яхромы. Башни шлюза украшены портиками, колоннами и пилястрами, а их каравеллы запечатлены на гербе города.