Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге открылся 25 июля 1978 года, как музей Октябрьской железной дороги. Современная площадка музея начала действовать 30 октября 2017 года, в день 180-летия Российских железных дорог. Входит в Союз музеев России, в Европейскую ассоциацию туристических и музейных железных дорог FEDECRAIL, во Всероссийское общество любителей железных дорог, в Российский комитет ИКОМ, является научно техническим музеем.
В 1991 году на станции «Пост 16 км», а сейчас называется «Паровозный музей», была открыта натурная экспозиция железнодорожной техники музея Октябрьской железной дороги, известная также как Музей железнодорожной техники имени В.В.Чубарова. Здесь коллекция техники размещалась до 2001 года, после чего была переведена на пути закрытого Варшавского вокзала в Санкт-Петербург.
В 2012 году принято решение о создании нового музея и с 2014 года начались строительные работы возле Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге.
Летом 2016 года экспозиция подвижного состава переехала в новые корпуса. 30 октября 2017 года Музей железных дорог России открылся для посетителей.
Среди экспонатов Музея железных дорог России — подлинные раритеты, такие как: модуль БЖРК РТ-23 УТТХ «Молодец», паровоз С.68, танк-паровоз Ь.2023, паровоз ФД20, паровоз П36-0251 «Победа», тепловоз ТЭП80-002, секция электропоезда Сокол-250, вагон-салон Китайской Восточной железной дороги, уникальный разрезной паровоз ЭР и другие редкие экземпляры железнодорожной техники.
Музей предназначен для посетителей от 3 лет, дети до 14 лет посещают экспозицию вместе с родителями или в составе сопровождаемых групп. Территория Музея полностью доступна для лиц с ограниченными возможностями. В музее работает буфет, магазин сувениров. Для массовых мероприятий предусмотрены конференц- и выставочный залы.
В детском центре музея специалисты предлагают развлекательно-познавательные и специальные экскурсионные маршруты для детей от трёх лет, адаптированные для разных возрастных групп. Проводятся тематические праздники и дни рождения.
В музее находится действующий тренажер — симулятор кабины тепловоза ТЭП70, доступный посетителям музея за дополнительную плату. Тренажер дает возможность испытать различные дорожные ситуации при прохождении маршрута в качестве машиниста. Очень увлекательно для детей и взрослых.
Фонды музея насчитывают более 45 тысяч единиц хранения, в том числе документы, фотографии, произведения изобразительного искусства, коллекции нумизматики, фалеристики, инструменты, приборы и редкие предметы железнодорожной тематики разных лет. Основа и главная ценность музея — коллекция из 118 единиц исторического подвижного состава. Редкие и уникальные локомотивы, вагоны, специальная и военная железнодорожная техника представлены в экспозиции — в музейных залах и на открытой площадке.
Отличное место для посещения! Если с детьми, то гарантированно им понравится, да и взрослым тоже. Цена на момент посещения, а это сентябрь 2022 года, составляла 300 рублей с человека, что за такой объем увиденного и услышанного, очень демократично. В музее также есть кафе-столовая, но мы с собой брали перекус и прямо там в «вагоне-ресторане» покушали. Всем, кто будет в Санкт-Петербурге, обязательно советуем посетить этот музей, очень классно.
Отзыв о музее с яндекса 2022г.
Видео музея с ютуба и дзена. Качество съёмки неочень, но для памяти как есть так есть.