Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» расположен на 36-м километре Дмитровского шоссе – историческом танковом месте.
На Дмитровском направлении летом 1917 года испытывался первый русский тяжелый танк Н.Н.Лебеденко.
В декабре 1941 года с этого ближайшего к Москве рубежа пошли в контрнаступление «тридцатьчетверки» – начался главный этап битвы за Москву.
После Великой Отечественной войны в дачном поселке вблизи от этого места жили знаменитые танкисты и танкостроители: П.С.Антонов, В.М.Баданов, А.А.Бурдейный, С.А.Иванов, Н.А.Кучеренко, А.М.Парчинский и др.
В 1976 году у постели умирающего отца – одного из конструкторов танка Т-34 Николая Кучеренко – его дочь писательница Лариса Васильева пообещала ему написать книгу о создании легендарной боевой машины.
Результатом упорных поисков и многочисленных встреч с ветеранами – танкостроителями и танкистами стал роман-воспоминание «Книга об отце», вышедший в свет в 1983 году. Откликом на публикацию стали в буквальном смысле мешки писем, в которых люди, тем или иным образом причастные к танку Т-34, делились с Л.Н.Васильевой фактами, воспоминаниями, присылали фотографии, документы. Увидев собранное, известный русский писатель, директор Государственного музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское» Семен Гейченко посоветовал Ларисе Николаевне организовать музей, на первых порах хотя бы на собственной даче.
2 мая 1985 года созданный Л.Н.Васильевой на 26 квадратных дачных метрах неформальный музей принял первых посетителей. Народу собралось так много, что возникла реальная опасность пролома половых досок. К счастью, обошлось…
Неформальный музей быстро обрел известность, в том числе и за пределами Отечества.
В адрес Ларисы Николаевны поступали всё новые письма, бандероли, посылки. Кубатура и любительский статус домашнего музея уже не соответствовали уникальности собранной коллекции.
В 2000 году Л.Н.Васильева обратилась к мэру Москвы Юрию Лужкову и губернатору Московской области Борису Громову с просьбой рассмотреть вопрос о создании настоящего музея истории танка Т-34. Ответы пришли на удивление быстро.
В 2001 году на 37-м километре Дмитровского шоссе началось строительство здания музея. Менее чем через год – в 60-ю годовщину начала контрнаступления под Москвой – распахнул свои двери новый музей, созданный в качестве муниципального учреждения культуры города Лобни.
В создании первоначальной экспозиции приняли участие государственные и муниципальные органы, организации, учреждения, предприятия, общественные организации Москвы и Московской области, городов Лобня, Долгопрудный, Мытищи, Нижнего Тагила и Харькова, а также Главное автобронетанковое управление Министерства обороны Российской Федерации.
В экспозиции музея – экспонаты из личных архивов Л.Н. Васильевой, вдовы маршала бронетанковых войск М.Е.Катукова – Е.С.Катуковой, дочери М.И.Кошкина – Т.М.Кошкиной, известного танкового историка И.Г.Желтова, ветеранов Великой Отечественной войны и военачальников.
В течение первых же лет работы музей обрел большую популярность, стал местом проведения официальных военно-исторических и мемориальных мероприятий Правительства Москвы и Правительства Московской области.
Среди посетителей музея – члены дипломатического корпуса, зарубежные делегации, студенты и школьники из различных регионов России и стран СНГ.
В 2005 году статус музея изменился. Основателями учреждения культуры стали:
— от имени и по поручению Правительства Москвы – Департамент культуры города Москвы;
— от имени и по поручению Правительства Московской области – Министерство культуры Московской области;
— от имени Муниципального образования город Лобня Московской области – Администрация города Лобня Московской области;
— Региональная культурно-просветительская общественная организация «Атлантида-XXI век».
В 2011 году во исполнение федерального законодательства Российской Федерации музей стал Государственным бюджетным учреждением культуры города Москвы. Учредитель – город Москва в лице Департамента культуры города Москвы. В 2022 году музей перешел в ведение Министерства культуры и туризма Московской области.
Генеральную концепцию музея можно выразить следующим образом. В музее через деятельность конструкторских групп и отдельных личностей показан процесс создания танка и его уникального двигателя, представлены люди, создавшие машину и долгие годы бывшие засекреченными.
В музее представлены герои-танкисты и история их подвигов с первых до последних дней Великой Отечественной и Второй мировой войн.
Подняты и раскрыты в экспозиции темы создания «предков» танка Т-34: танков БТ-2, БТ-5, БТ-7, БТ-7М, рассказано о конкретной работе их создателей.
Освещена тема стратегической роли танка Т-34 в битве под Москвой.
Даны сравнительные характеристики средних танков разных стран.
Подробно прослеживается «родословная» танка Т-34 и его модификаций.
Показана «география» танка Т-34, воевавшего на различных континентах, в разных странах мира.
Собраны многочисленные высказывания о танке Т-34 и его роли в Великой Отечественной войне.
Тактико-технические характеристики среднего танка Т-34 Тактико-технические характеристики среднего танка Т-34 обр. 1940 года.
Масса в снаряженном состоянии: 26000 кг Экипаж: 4 чел Длина: 5920 мм Ширина: 3000 мм Высота: 2410 мм Клиренс: 400 мм Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 3720 мм Ширина траков: 550 мм Удельное давление на грунт: 0,64 кг/см кв.
Бронирование: Лоб корпуса/угол наклона: 45 мм/30° Башня/угол наклона: 52 мм/60° Борт/угол наклона: 45 мм/45° Корма/угол наклона: 40-45 мм/45° Крыша: 20 мм Днище: 20 мм Вооружение: 76,2-мм пушка Л-11 обр. 1940 г, два 7,62-мм пулемета ДТ Скорость полного оборота башни: примерно 10-12 сек. Углы вертикального наведения : -5° ; +29°. Боекомплект: 77 выстрела, 3906 патронов.
Двигатель: В-2, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения Мощность двигателя: 500 л. с. при 1800 об/мин Количество передач: 4 вперед, 1 назад Емкость топливного бака: 420 л. (+140 л. — доп. баки).
Расход топлива по шоссе на 100 км. : 140 л.Скорость по шоссе: 54 км/ч. Скоростьпо пересеченной местности: 38 км/ч. Запас хода по шоссе: 300-400 км Запас ходапо пересеченной местности: 225 км.Преодолеваемые препятствия: Подъем: 30 град. Ширина рва: 2,5 м Высота стенки: 0,73 м Глубина брода: 1,11 м
Тактико-технические характеристики среднего танка Т-34 обр. 1941 года Масса в снаряженном состоянии: 26500 кг.
Экипаж: 4 чел Длина: 6680 мм Ширина: 3000 мм Высота: 2450 мм Клиренс: 400 мм Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 3720 мм Ширина траков: 500-550 мм Удельное давление на грунт: 0,64 кг/см кв.
Бронирование: Лоб корпуса/угол наклона: 45 мм/30° Башня/угол наклона: 52 мм/60° Борт/угол наклона: 45 мм/50° Корма/угол наклона: 40-45 мм/45-48° Крыша: 20 мм Днище: 20 мм Вооружение: 76,2-мм пушка Ф-34 обр. 1940г, два 7,62-мм пулемета ДТ Скорость полного оборота башни: примерно 10-12 сек Углы вертикального наведения : -5° ; +29° Боекомплект: 77 выстрела, 3906 патронов.
Двигатель: В-2, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения Мощность двигателя: 500 л. с. при 1800 об/мин Количество передач: 4 вперед, 1 назад Емкость топливного бака: 420 л. (+140 л. — доп. баки) Расход топлива по шоссе на 100 км. : 140 л. Скорость по шоссе: 54 км/ч. Скоростьпо пересеченной местности: 38 км/ч. Запас хода по шоссе: 300-400 км.
Преодолеваемые препятствия: Подъем: 30 град. Ширина рва: 2,5 м Высота стенки: 0,73 м Глубина брода: 1,11 м
Тактико-технические характеристики среднего танка Т-34 обр. 1942 года Масса в снаряженном состоянии: 28500 кг.
Экипаж: 4 чел Длина: 6680 мм Ширина: 3000 мм Высота: 2450 мм Клиренс: 400 мм Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 3720 мм Ширина траков: 550 мм Удельное давление на грунт: 0,76 кг/см кв.
Бронирование: Лоб корпуса/угол наклона: 47 мм/30° Башня/угол наклона: 65 мм/60-70° Борт/угол наклона: 47 мм/50° Корма/угол наклона: 47 мм/45° Крыша: 20 мм Днище: 21 мм Вооружение: 76,2-мм пушка Ф-34 обр. 1942г, два 7,62-мм пулемета ДТ Скорость полного оборота башни: примерно 14-16 сек Углы вертикального наведения : -5° ; +29° Боекомплект: 77 выстрела, 3906 патронов.
Двигатель: В-2, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения Мощность двигателя: 500 л. с. при 1800 об/мин Количество передач: 5 вперед, 1 назад Емкость топливного бака: 420 л. (+140 л. — доп. баки) Расход топлива по шоссе на 100 км. : 150 л. Скорость по шоссе: 55 км/ч. Скоростьпо пересеченной местности: 38 км/ч.
Запас хода по шоссе: 465 км Преодолеваемые препятствия: Подъем: 30 град. Ширина рва: 2,5 м Высота стенки: 0,73 м Глубина брода: 1,3 м.
Видео с канала Дзен:
Видео с Ютуб: